Страницы меню навигации

Евангельские христиане баптисты Тамбовской области

История баптизма

История Евангельских христиан-баптистов и появление Евангельского движения на тамбовщине

Историки называют Тамбовщину «мистическим центром России». Земля Тамбовская издревле славилась религиозным многоцветием. Дух Богоискательства охватывал здесь самые широкие слои населения.

Христианские течения протестантского направления на Тамбовщине, также как и в других местах России зарождались на основе самостоятельного изучения Священного Писания русскими самородками. Наш отечественный протестантизм почти на два столетия старше европейского. Здесь с 14-го века год разными названиями в России появлялись реформационные движения протестантского характера. Вероисповедная практика христиан-протестантов зиждется, как известно, на признании Библии в качестве высшего духовного авторитета, на полной вере в Иисуса Христа как Воплощенного Бога и Спасителя. Во главу угла протестанты ставят проповедь Евангелия и духовно-просветительское служение.

Евангельское Христианство наиболее интенсивно стало развиваться на Тамбовщине с восемнадцатого столетия. В ту эпоху Тамбовская губерния стала родиной молоканства. Народные проповедники из села Горелое Илларион Побирохин и Семен Уклеин организовали ряд общин духовных христиан-молокан, которые представляют одно из самых традиционных и самобытных направлений евангельско-протестантского христианства.

Во второй половине девятнадцатого века семена евангельской веры насаждали на Тамбовщине представители высшей русской аристократии.
Родовое имение Петербургского графа Василия Пашкова (1832—1902гг.) в селе Матчерка Моршанского уезда обрело всероссийскую известность не только как образец благоустроенного процветающего хозяйства, но и как очаг евангельского движения. Наряду с открытием школ, больниц, приютов, владелец имения регулярно устраивал духовно-просветительские собрания в окрестных селах и деревнях для проповеди Евангелия.

Единоверцами Пашкова были родители известного наркома иностранных дел и моцартаведа Георгия Чичерина — Василий и Георгина Чичерины. Их дом в центре Тамбова и большое имение в селе Покровское Козловского уезда благодаря евангельской деятельности Чичериных превратились в места христианской проповеди и сердечной благотворительности.

Отмена крепостного права, выход в свет синодальной Библии в 1867 году на русском языке, духовный энтузиазм проповедников-аристократов создали благоприятную почву для формирования многих евангельских конфессий.

С 1882 года на Тамбовщине существует Церковь Евангельских Христиан-Баптистов как самостоятельное религиозное сообщество.
Одним из самих влиятельных организаторов Тамбовских общин баптистов начала двадцатого века стал Павел Иванович Малин (1881 — 1949 гг.)
Пастырское служение Малин сочетал с работой на культурно-просветительской ниве. Им была создана общественная библиотека, книги из которой по философии, Богословию, истории до сих пор хранятся у некоторых тамбовских старожилов. Малин часто приглашал в Тамбов выдающихся проповедников из других губерний. Среди них были крупные предприниматели, публицисты, ученые-самородки.

Многолетний руководитель Российского Союза Баптистов, известный овцевод из Ставрополья Дей Мазаев вел торговые дела с Тамбовским купечеством и заодно принимал участие в служении местных баптистских общин. Московский фабрикант Кирилл Савельев, управляющий имением князей Гагариных в Тульской губернии Николай Одинцов, были частыми гостями Тамбовских баптистов. Оживленные Богослужебные собрания христиан-баптистов с участием даровитых проповедников становились праздником и для православного населения города. Вдохновенная проповедь общехристианских истин, жизненное истолкование Библии, сердечные молитвы и народные духовные песнопения вызывали большой интерес у православного духовенства и прихожан.

В июле 1917 года в Тамбов впервые приезжает «патриарх русского баптизма» Василий Павлов (1854 -1924 гг.) известный проповедник, богослов, историк, языковед-полиглот.

По приглашению Тамбовской интеллигенции, Малин и Павлов устраивали в Нарышкинской читальне серии духовно-просветительских многолюдных собраний.

В годы сталинских репрессий, когда в стране объявляли пятилетки безбожия, десятки талантливых проповедников и активных членов баптистских общин Тамбовщины погибли в тюрьмах, лагерях и ссылках. Не вернулись из мест заключения: пресвитер Горельской общины Петр Попов, Кирсановский проповедник Захар Фокин, верующие городской церкви Алексей Кузнецов, Иван Стрыгин, Кондратий Колоколкин, Наталья Плотникова. Павел Малин широкоизвестный служитель был осужден в 1933 году на пять лет ссылки в северные края. Надломленный физически, Малин прожил всего шесть лет после освобождения.

Советский режим, основанный на идеологии воинствующего атеизма, не дозволял верующим никакой духовной деятельности, кроме «отправления религиозного культа». Вольнолюбивые и деятельные Тамбовские христиане, как и их собратья по стране вынуждены были нести постоянную повинность в виде штрафов, увольнений с работы и специально организованного давления со стороны общественности.

Середина восьмидесятых принесла активным христианам всех вероисповеданий новые лишения. Политика Юрия Андропова была направлена на беспощадное искоренение всякого инакомыслия и религиозного диссидентства. Не остался незамеченным и провинциальный Тамбовский край. Осенней порой 1984-го года, с наступлением сумерек по Тамбову и области прокатилась волна обысков с целью изъятия у верующих литературы «клеветнического и антисоветского содержания». Через полгода на скамье подсудимых оказались проповедники незарегистрированных баптистских Церквей: Иван Толстопятов, Иван Числин, Василий Решетов, Анатолий Пудовкин. Все судебные процессы над верующими проводились по единому шаблону. Разгромные публикации в прессе, «открытое» судебное разбирательство, куда даже родственникам подсудимых было очень трудно попасть. Все испытания верующие принимали безропотно, молясь за непознавших Истину.

Очень близко по вероучению к христианам-баптистам примыкают евангелисты. Единый Союз их разрозненных евангельских общин и других родственных протестантских течений создал в 1908 году Иван Степанович Проханов (1869—1936 гг.) — крупнейший религиозно-политический деятель.

Общины Союза Евангельских христиан отличались высоко-социальной активностью и миссионерским усердием. С большим размахом евангелисты смогли развернуть в царской и Советской России христианское кооперативное движение. Из-за преследований со стороны властей движение за обновление хозяйственно-экономической жизни на основе Евангелия не получило полного развития.
Церковь Союза Евангельских Христиан И.С. Проханова открылась в Тамбове в 1924 году. Ее первыми служителями были Г.Г. Филенко и Т.А. Воронков.
Христиане-Евангелисты всегда тесно сотрудничали с верующими родственных конфессий: молоканами, баптистами, трезвенниками, штундистами, пашковцами.

В настоящее время только в одном Тамбове насчитывается около двадцати общин и групп протестантского направления.

На исходе двадцатого столетия в связи с изменением церковно-государственных отношений, протестантские церкви Тамбовщины обрели возможность для широкой реализации своего духовного, творческого и культурного потенциала. Протестантская церковь — это место, где человек любого возраста может найти себе дело по душе и условия для всестороннего развития. На базе Церквей в Тамбове и области работают молодежные миссии и клубы. Молодые люди, обремененные наркотической или алкогольной зависимостью, попадая в христианскую атмосферу, легче и быстрее избавляются от пагубных привычек.

Все протестантские церкви накопили значительный библиотечный фонд. И книги не лежат мертвым грузом. Ими активно пользуются прихожане, студенты и преподаватели городских ВУЗов.
Церковь Евангельских Христиан-баптистов более десяти лет регулярно организует тематические вечера, встречи и собрания в Домах Культуры города и области. Подобные мероприятия направлены на благоустроение душ, на повышение духовного и культурного уровня населения.

Отечественные протестанты — часть мировой христианской семьи. Вместе со своими единоверцами во всех странах провозглашают спасительные Истины Библии, ратуют за свободу совести и отделение Церкви от Государства. Эти фундаментальные принципы определили, как известно, лицо европейской демократии и заложили этические основы для экономического процветания.

Как и в дни древние, так и на пороге третьего тысячелетия христиане Тамбовских протестантских церквей видят свой долг и призвание в том, чтобы создавать и расширять очаги христианской духовности в общественных местах, продолжать строительство церковных зданий, идти к людям с евангельской просветительской миссией, нести страждущим мир и любовь Христа, утверждать свободу веры ради духовного возрождения Отечества и славы Божьей.

0